Что такое музыкальная терапия и кому она может помочь
Как музыка может помочь людям с деменцией и другими тяжелыми неврологическими заболеваниями, чем занимаются музыкотерапевты и почему медицинское сообщество неоднозначно относится к такому методу реабилитации.
с сайта pxhere.com
Кто такие музыкотерапевты
Музыка может применяться как метод терапии: обеспечивать расслабление или концентрацию внимания, помогать выражать эмоции. Музыкальная терапия (МТ) — это вспомогательная профессия в сфере здравоохранения на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Музыкотерапевты работают со звуком для поддержания физического, когнитивного, эмоционального и социального здоровья людей.
В некоторых странах музыкальная терапия считается официальной профессией, но в России процесс такого признания только начинается. В МТ приходят люди со знаниями и навыками в области музицирования, медицины и психотерапии. Музыкотерапевты работают с пожилыми людьми, с пациентами с неврологическими заболеваниями, психиатрическими расстройствами, депрессией.
Мария Пакош — музыкотерапевт в благотворительном фонде «Живи сейчас», куратор направления терапевтического применения музыки в пансионатах Senior Group. Когда она познакомилась со специалистами, использующими музыку в программе терапии тяжелобольных людей, она ушла с управленческой должности и решила освоить новую профессию.
[stextbox id=’info’]«Я поняла, что это такое решение, где могли бы совместиться все мои навыки, потому что музыкальная терапия — это всегда работа с музыкой ради какой-то немузыкальной цели», — поясняет Мария. Она говорит, что люди удивляются рассказам о ее МТ, а пациенты и их родственники часто придумывают альтернативные названия для профессии: музыкальный врач, музыкальный логопед, аниматор.
[/stextbox]Невролог, руководитель Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья Екатерина Бриль считает, что официальному признанию музыкальной терапии в России мешает отсутствие обученных специалистов, требований к их квалификации, специфика процесса обучения и многие другие факторы. «Мне кажется, в нашей стране только идет накопление опыта и, по сути, зарождение такой профессии», — рассуждает невролог.
Как проходят занятия
Перед приходом к пациенту Мария Пакош собирает анамнез болезни у врачей и узнает у родственников, какую проблему предполагается решить с помощью МТ, например улучшить координацию движений и речь у людей с неврологическими нарушениями или помочь бороться с депрессией.
На занятия специалистка обычно берет с собой гитару и набор инструментов, «на которых нельзя сыграть неправильно»: барабаны, маракасы-шейкеры, бубенцы. По ее словам, очень важно установить человеческий контакт и лишь потом перейти к пению. Если у пациента не получается расслабиться, Мария прерывает занятие и дает ему возможность отдохнуть.
«В этом смысле действуешь как хороший преподаватель вокала или музыкант, который хочет поддержать начинающего исполнителя. Только в голове держишь, что твоя задача — не то, чтобы он круто спел», — объясняет Мария.
Она говорит, что старается внести в занятия «психоэмоциональный элемент», чтобы у пациента осталось ощущение участия в творческом процессе. Например, просит подопечного вспомнить важные для него песни, чтобы вместе спеть их под гитару и потанцевать, или предлагает ему что-то наиграть на приглянувшемся инструменте.
«Я наблюдала, как для человека это становится невозможно круто, — рассказывает Мария. — Особенно если он лежачий и ты даешь ему инструмент с целью самовыразиться, снять эмоциональный зажим.
Ты предлагаешь, чтобы человек начинал ансамбль, чтобы он был в нем дирижером или лидером. Даже когда человек делает только мини-движение, ты его отражаешь, подстраиваешься.
Он получает такое радостное ощущение, что все-таки владеет ситуацией».
Специалистка говорит, что с помощью МТ можно решить сразу несколько задач. «Работая над речью, мы можем работать и над движением, а через ритм работы над движением можем использовать пение и работать над речью.
В целом все миксуется, и получается работа над психоэмоциональным состоянием, мотивацией», — объясняет Мария.
По ее мнению, это и отличает музыкальную терапию от других способов помощи людям с неврологическими нарушениями.
Мнение врачей
Медицинское сообщество относится к музыкальной терапии неоднозначно. Врач-невролог Елена Катаева рассматривает МТ как психотерапевтический и вспомогательный метод лечения и указывает, что у такой терапии еще нет крепкой доказательной базы.
«Поскольку метод вспомогательный, он может быть использован не вместо медикаментозной терапии, а только лишь как дополнение к ней.
Метод больше раскрыт с полезной стороны, слабые стороны, видимо, никто специально не искал.
А мы живем в эпоху доказательной медицины, и вспомогательные методы, как бы привлекательны они ни были, не могут использоваться как основное лечение или вместо основного лечения», — комментирует врач.
Катаева отмечает, что музыкальная терапия хорошо себя зарекомендовала при лечении депрессии, неврозов, деменции.
В московском центре медицинской реабилитации «Апрель» используют МТ в работе с пациентами с болезнью Паркинсона, с нарушениями глотания и дыхания.
Директор «Апреля» и руководитель проектов благотворительного фонда «Живи сейчас» Наталья Семина указывает, что в России МТ относится к немедицинским услугам, восстановительным занятиям, примерно как занятия йогой или физкультурой.
«Чтобы МТ стала частью реабилитационных протоколов и ее начали использовать в медицинских учреждениях, необходимо написать профессиональные и образовательные стандарты, включить этот метод в клинические рекомендации по разным нозологиям и состояниям, внести изменения в Номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Это огромная работа, которая требует больших сил и ресурсов», — говорит Семина.
[stextbox id=’alert’]Невролог Екатерина Бриль в целом положительно относится «к внедрению подобного нефармакологического вмешательства» в практику работы с пациентами с неврологическими заболеваниями. По словам врача, некоторые исследования демонстрируют положительные результаты воздействия МТ на людей с болезнью Альцгеймера: уменьшается тревожность и повышается настроение пациентов.
[/stextbox]«При болезни Паркинсона, помимо положительного влияния музыкальной терапии на настроение, с помощью музыкальных ритмов можно корректировать такие проблемы, как нарушения ходьбы. Музыкальные ритмы улучшают координацию, походку, позволяют контролировать осанку и равновесие. Пение может помочь в улучшении респираторной функции таких больных», — объясняет Бриль.
Источник: https://takiedela.ru/news/2019/10/21/muzterapevt/
Цели и задачи психосоциальной реабилитации
В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001 г.), сказано: “Психосоциальная реабилитация – это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.
К этому определению добавим, что это постоянный, непрерывный процесс, который включает комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и профессиональных мер.
Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны, в которой живут психически больные люди.
Но основу этих мероприятий, как правило, составляют:
- трудовая реабилитация;
- трудоустройство;
- профессиональная подготовка и переподготовка;
- социальная поддержка;
- обеспечение достойных жилищных условий;
- образование;
- психиатрическое просвещение, в том числе обучение тому, как управлять болезненными симптомами;
- приобретение и восстановление навыков общения;
- приобретение навыков независимой жизни;
- реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.
Таким образом, даже из неполного перечня перечисленных мероприятий видно, что психосоциальная реабилитация психически больных – это всеобъемлющий процесс, направленный на восстановление и развитие разных сфер жизни человека. В последнее время интерес ученых, практических работников, самих пациентов и членов их семей к психосоциальной реабилитации возрос.
В настоящее время существует большое число моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция – возврат) психически больных в общество.
При этом сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.
В “Заявлении о психосоциальной реабилитации”, разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения совместно с Всемирной ассоциацией психосоциальной реабилитации в 1996 г.
, перечислены следующие задачи реабилитации:
- уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады – лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;
- повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;
- уменьшение дискриминации и стигмы;
- поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим за-болеванием;
- создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения);
- повышение автономии независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты.
Б.
Сарачено – руководитель отдела психического здоровья Всемирной Организации Здравоохранения, прокомментировал значение психосоциальной реабилитации следующим образом: “Если мы надеемся на будущее психосоциальной реабилитации, то это должна быть психиатрическая помощь по месту проживания пациентов – доступная, полная, позволяющая психически больным лечиться и получать серьезную поддержку. При такой помощи не нужны больницы, а медицинский подход следует использовать лишь в незначительной степени. Другими словами, психиатр должен быть ценным консультантом в этой службе, но не обязательно ее хозяином или правителем”.
Краткая историческая справка
В истории реабилитации психически больных можно выделить ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии.
- Эра моральной терапии (moral therapy). Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII – начале XIX столетия, заключался в обеспечении психически больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоциального воздействия сохраняют значение и по сей день.
- Внедрение трудовой профессиональной) реабилитации.
В России этот подход в лечении психически больных стал внедряться в первой трети XIX века и связан с деятельностью В.Ф. Саблера, С.С. Корсакова и других прогрессивных психиатров. Например, как отмечал Ю.В. Каннабих, к числу важных преобразований, проведенных В.Ф. Саблером в 1828 г. в Преображенской больнице в Москве, относятся “…
устройство огородных и рукодельных работ …”.
- Развитие внебольиичиой психиатрии. Перенесение акцента в оказании психиатрической помощи на внебольничную службу и осознание того факта, что пациент может лечиться недалеко от семьи и от места работы, имело огромное значение для восстановления больного человека. В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране начали открываться психоневрологические диспансеры и создаваться полустационарные формы помощи, что имело огромное реабилитационное значение. В 50-60-х годах широкое развитие получили психиатрические кабинеты в поликлиниках, центральных районных больницах и иных учреждениях общемедицинской сети, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, дневные и ночные полустационары, а также другие формы помощи, направленные на удовлетворение потребностей психически больных.
В зарубежных странах (Великобритания, Япония, Канада и др.) в этот период начали активно создаваться организации потребителей помощи и группы поддержки.
Трудовой терапии как направлению современной отечественной психиатрии начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении.
С началом социально-экономических реформ в 90-е годы прошедшего столетия около 60% учреждений, занимавшихся трудовой реабилитацией (лечебно-производственные мастерские, специализированные цеха при промышленных предприятиях и др.), были вынуждены прекратить свою деятельность.
Однако и в настоящее время трудоустройство и трудотерапия являются важнейшими составляющими в программах психосоциальной реабилитации.
Развитие внебольничной психиатрии предусматривает также активное выявление лиц, нуждающихся в психиатрической помощи, для раннего начала лечения и борьбы с последствиями в виде инвалидности, социальной недостаточности.
Современные подходы к психосоциальной реабилитации в России
Накопление научных данных о реабилитации психически больных, практического опыта способствовало тому, что в настоящее время в нашей стране наряду с комплексным лечением, включающим медикаментозную и трудовую терапию, физиотерапию, культурно-просветительные и досуговые мероприятия, в рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств:
- образовательные программы по психиатрии для пациентов;
- образовательные программы по психиатрии для родственников больных;
- тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни – обучение приготовлению пищи, посещению магазинов, составлению семейного бюджета, ведению домашнего хозяйства, пользованию транспортом и др.;
- тренинги по развитию социальных навыков – социально приемлемого и уверенного поведения, общения, решения повседневных проблем и т.п.;
- тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием;
- группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников, общественные организации потребителей психиатрической помощи;
- когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения;
- семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии.
Комплексные программы психосоциальной реабилитации проводятся во многих региональных психиатрических службах как на базе психиатрических учреждений, так и непосредственно в соообществе.
Приведем лишь несколько примеров.
https://www.youtube.com/watch?v=tv5NDKsoDy0
В Твери на базе областного психоневрологического диспансера открыт пищевой цех, где работают психически больные и продукция реализуется через обычную торговую сеть. Кроме этого, в том же диспансере имеются керамический цех и мастерская по росписи тканей, где успешно трудятся люди, страдающие психическим заболеваниями. Вся продукция этих предприятий пользуется спросом у населения.
В Тамбовской областной психиатрической больнице отдел психо-социальной реабилитации проводит следующие программы: образовательные в области психиатрии, арттерапевтические, досуговые, терапию праздниками, в том числе личными (дни рождения больных и др.).
При больнице открыт “Дом с поддержкой”, где пациенты, длительное время находящиеся на госпитализации, после выписки из нее получают навыки независимой жизни и только после этого возвращаются домой. В сообществе при участии профессионалов открыт театр “Мы”, в котором играют пациенты, их родственники, студенты театрального училища.
Важная реабилитационная работа проводится во многих психиатрических больницах Москвы. Например, в больницах № 1, 10 и 14 открыты изостудии для пациентов, применяется трудотерапия, реализуются образовательные программы по психиатрии для больных и их родственников, организованы тренинги по развитию социальных навыков и навыков независимой жизни.
В Свердловской области созданы бригады межведомственного взаимодействия, в состав которых входят сотрудники медицинских, образовательных, профессиональных учреждений, органов по трудоустройству и учреждений социальной защиты, что позволяет комплексно решать проблемы психически больных, обеспечивает многосторонний подход к их реабилитации.
К социальной недостаточности психически больных относится и феномен бездомности
К сожалению, наше общество еще не в состоянии полностью решить проблемы трудоустройства, жилья у больных с тяжелыми психическими расстройствами и тем самым снизить их социальную недостаточность.
В то же время программы психосоциальной реабилитации позволяют повысить компетентность пациента, дают ему возможность приобрести навыки преодоления стресса в психотравмирующих ситуациях и при трудностях повседневной жизни, навыки решения личных проблем, самообслуживания, профессиональные навыки, что в конечном итоге способствует повышению функционального потенциала и снижению социальной недостаточности.
Какие специалисты занимаются психосоциальной реабилитацией? Пациентам и их родственникам следует знать, что психосоциальной реабилитацией занимаются психиатры, психологи, социальные работники, специалисты по трудоустройству, трудотерапевты, медицинские сестры, а также родственники и друзья психически больных людей.
[stextbox id=’warning’]Существуют ли какие-то особые принципы, методы, подходы в работе специалистов, которые занимаются психосоциальной реабилитацией лиц с тяжелыми психическими расстройствами?
[/stextbox]Все занимающиеся реабилитацией пациентов с психическими расстройствами специалисты проходят обучение, которое включает освоение специальных методов и методик. Работа реабилитолога сложная, длительная, творческая. В ее основе лежат следующие принципы:
- оптимизм в отношении достижения результата;
- уверенность в том, что даже незначительное улучшение может привести к положительным изменениям и повысить качество жизни пациента;
- убежденность в том, что мотивация к изменению своего положения может возникать не только благодаря специальным реабилитационным мероприятиям по отношению к больному, но и за счет его собственных усилий.
Что еще, кроме развития полезных навыков, способно помочь пациенту в восстановлении функциональных возможностей? Еще раз перечислим аспекты, которые важны для человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием:
- улучшение семейных взаимоотношений;
- трудовая деятельность, в том числе переходное (промежуточное) трудоустройство;
- расширение возможностей общения, что достигается участием в клубной деятельности и других специальных программах;
- социально-экономическая поддержка;
- достойное жилье, в том числе его защищенные формы.
Из лекции Т.А. Солохиной
“Психосоциальная реабилитация”.
Источник: http://www.modo-novum.ru/rodstveniki/voprosi18.htm
Add comment